Мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Откройте в ребенке исследователя»

 


 

 

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ « Детский сад № 7»

Ревякина Татьяна Николаевна

 

«Ребенок, овладевший искусством эксперимента,

побеждает нерешительность и неуверенность в

себе. У него просыпается инициатива, способность

бодро преодолевать трудности, переживать

неудачи и достигать успеха, умение оценивать и

 восхищаться достижением товарища и готовности

прийти к нему на помощь. Вообще, опыт собственных

 открытий – одна из лучших школ характера»

 

                                                           Анатолий Шапиро

(Слайд 2)


 

Цель:

Обобщение  и систематизация  педагогического опыта о значении детского экспериментирование в совместной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в вопросах создания развивающей среды для исследовательской деятельности детей, структуре проведения эксперимента.

2. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на развитие исследовательского интереса у детей во всех режимных моментах.

 

Мир, который нас окружает, полон красок, звуков и запахов. Ребенок по своей природе исследователь. При изучении новых предметов и явлений в ход идут все рецепторы. Все мы являлись свидетелями, как младенец, заполучив интересный предмет, старательно исследует его тактильно, пробует на вкус, трясет, извлекая звуки. Для наглядности этого утверждения проведем эксперимент.

Задание 1. Подробный рассказ

1.      Предлагаю вам рассказать о предмете, используя лишь одно определение. 1 стол - Металл. 2 стол – Пластмасс.  (Слайд 3)

2.      Добавим зрительные рецепторы. Участникам раздаются карточки.  (Слайд 4)

1 стол



 

2 стол



 





3.      3. Участникам выдаются предметы, изображенные на картинках.

1 стол – терка металлическая.

2 стол – устройство для кругового вязания.

Участники составляют описание, делают выводы.

Вывод: Чем больше рецепторов используется при исследовании предметов, тем достовернее сведения.

 

Экспериментирования в ДОУ не отводиться определенный отрезок времени. Оно может возникнуть произвольно, например, во время прогулок или планово. В этом случае педагог наводящими вопросами подводит детей к желанию изучить загадочное явление. В том и другом случае под рукой необходимо иметь ряд предметов, которые помогут сделать эксперимент более наглядным.

 

Задание 2.  Оборудование уголка экспериментирования (Слайд 5)

Участники выбирают несколько предметов и обосновывают нахождение предмета в уголке экспериментирования.

- Зеркало (извлечение солнечных зайчиков, рисование обратного отражения, отслеживание зеркальных движений)

- Лупа (Увеличение предметов, рассматривание мелких деталей, фокусировка, выжигание)

- Магнит (Взаимодействие магнита с металлическими и неметаллическими предметами, притяжение, театр на магнитах)

- Емкости разных размеров (Замер сыпучих и жидких продуктов, сравнение по форме, размеру)

- Весы (Знакомство с единицей веса, сравнение предметов, разных по объему и тяжести, замер нужного кол-ва для опытов).

 

Часто тему для исследований предлагают дети. Любая незнакомая ситуация, может стать почвой для юных искателей. Как вы поступите в данной ситуации.

 

Задание 3. Решение педагогических ситуаций (Слайд 6)

1 стол.

«Дети вернулись с прогулки. Раздеваются. Андрюша, как всегда копается дольше всех. Он слышит, что остальные дети уже затеяли веселую игру. В спешке он сильно рванул полу рубашки. На пол покатилась оторванная пуговица. Андрей расстроено смотрит на воспитателя: «Почему эти пуговицы быстро не расстегиваются?»

 

 2 стол.

«Идет НОД аппликация. Лиза очень много пропустила и никак не может справиться с ножницами. Ей не удается сделать даже надрез на бумаге. Воспитатель предлагает ей поработать с более плотным кусочком и показывает, как правильно взять ножницы. В этот раз все получилось. Восторженная Лиза задается вопросом: «А ножницы все могут резать?»

 

Эксперимент получиться в том случае, если соблюдать его структуру. Участникам предлагается составить последовательность проведения эксперимента из разрозненных этапов.

 

Задание 4. Структура эксперимента (Слайд 7)

 

1.Проблемная ситуация . (Слайд 8)

2.Постановка задачи.

3.Варианты решения.

4.Выбор оборудования.

5.Правила безопасности.

6.Проведение эксперимента.

7.Вывод.

8.Связь с жизнью.

 

Задание 5.  Последовательность эксперимента (Слайд 9)

Используя структуру эксперимента и педагогическую ситуацию из задания 3, участники мастер-класса, составляют наглядный опыт. При этом развивается способность мгновенно реагировать на возникшую ситуацию и направлять на исследовательскую деятельность. Появляется возможность наглядно объяснить ребенку причинно - следственные связи, сделать его участникам опыта и самостоятельно сделать открытие.

 

Сегодняшняя встреча помогла нам понять, что ребенок всегда готов к новым открытиям и неустанно познает окружающий мир. Цель педагога сделать этот процесс наиболее привлекательным, создать условия в группе и заинтересовать родителей.

Подведение итогов.  (Слайд 10)

Прошу участников высказать свои впечатления о полученных знаниях, отметить яркие моменты и то, что возьмете в копилочку.

 

Напутствием в вашей деятельности пусть будут слова великого мудреца:

(Слайд 11)

Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает.

Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов.

В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.

В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений.

 В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию.

И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий