Мастер-класс «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в быту»


Форма проведения: Моделирование (Объединение участников в малые группы для самостоятельной разработки модели поведения)

Место проведения: ДОУ, методический кабинет.

Целевая группа: Родители детей старшей группы




Регламент работы:

1.     Постановка целей мастер-класса

2.     Теоретическая часть

3.     Практическая работа в группах

4.     Обмен мнениями, идеями

5.     Подведение итогов мастер-класса

Цель мероприятия: Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания безопасного поведение дошкольников в быту.

Планируемые результаты: Оценят свою осведомленность в вопросах формирования безопасности детей в быту. Разработают правила поведения дошкольников в различных бытовых ситуациях. Познакомятся с методом экспериментирования для расширения кругозора дошкольников.  Будут применять в воспитании детей практических знаний, полученных на мастер-классе.

Оборудование: Листы А4, маркеры, кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор, воздушные шары, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги, цветок в окрашенной воде, печенье, чипсы.

 

Теоретическая часть

 

В настоящее время много внимания уделяется безопасности поведения детей дошкольного возраста на дорогах, на улице, при общении с незнакомыми людьми. Многие родители считают, что в квартире ничего чрезвычайного произойти не может. Ведь дом – наша крепость, именно тут мы чувствуем себя наиболее защищенными. Однако для ребенка могут стать опасными вещи, которые на первый взгляд не представляют никакой опасности. Мелкие игрушки и острые предметы, розетки, замки, электроприборы и многое другое.

    Ребенок трогает запрещенные предметы не из вредности, а с целью удовлетворить свою природную любознательность. У детей ясельного возраста в процесс изучения вступают все рецепторы от тактильных до вкусовых. В рот отправляются пуговицы, монетки, магнитики, таблетки. На этом этапе достаточно убрать все опасные предметы на высоту недоступную малышам, закрепить неустойчивые предметы, и конечно же, не оставлять детей без присмотра.

В 4-7 лет родительские запреты не смогут решить вопрос детской безопасности. На первое место выходит личный пример и сотрудничество в изучении окружающего. Необходимо показать на примере, угрозу бытовых вещей. Ведь не даром говорят: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. 

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Для работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников ДОУ разработана система мероприятий по следующим направлениям:

1.     Ребенок и незнакомые люди.

2.     Ребенок и улица

3.     Правила поведения в быту

Именно родители - первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. А также больше всего заинтересованы в здоровье и безопасности своих детей. Совместные усилия сделают эту задачу не только легко выполнимой, но и сделают процесс познания окружающего интересным.

Практическая часть (работа в группах)

Задание 1. «Обезьянки»

Родителям предлагается вспомнить случаи, когда дети их копировали в словах и действиях.

Цель: Донести до родителей, что дети подражают во всем.

Они копируют одинаково точно и плохие и хорошие поступки, а это может стать причиной несчастных случаев. (Взрослые, выключают электроприборы не за вилку, а за шнур, оставляют воду включенную, держат во рту колющие предметы – гвозди, иглы и т.д.)

Задание 2. «Делай, как Я»

Родители в подгруппах разрабатывают правила поведения в разных бытовых ситуациях.

1.     Поведение на балконе, возле окна.

2.     Электроприборы – помощники.

3.     Продукты питания, все ли можно кушать.

4.     Система отопления

5.     Берегите воду!

Цель: Разработать свод правил поведения для родителей и детей.

Родители составляют правила и делятся опытом того, как они решали это вопрос безопасности раньше. Далее вырабатывается стратегия новых действий.

Задание 3. «Учимся на чужих ошибках»

Опыты для любознательных.

Цель: Познакомить родителей с экспериментальной деятельностью дошкольников.

У дошкольников будет достаточно возможности изучить пространство в безопасных условиях и под присмотром взрослых. Следовательно появятся ответы на многие вопросы и ребенок будет знать больше об опасных ситуациях.

ОПЫТЫ:

1.     «Как увидеть молнию?»
Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.
Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.
Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества).

2.     «Воздух повсюду»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Материал и оборудование: воздушные шары, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Опыт 1. «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздух мы не видим, но он везде окружает нас.

Опыт 2. Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Вывод: назовите предметы которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем воздушные шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

3.     «Волшебная вода»

Цель: Показать, что вода проникает во все части растения.

Воду, в которой стоит свежесрезанный белый цветок, разукрасьте при помощи красок. Через некоторое время малыш убедится, что цветок приобретает такой же окрас, какой мы использовали для окрашивания воды.

4.     «Печенье или чипсы»

Чипсы смешать с печеньем и насыпать голубям. Птицы склюют печенье, а чипсы останутся лежать на земле.

 

Обмен мнениями, идеями

         Родители зачитывают правила, разработанные ими в творческих группах, показывают на примере опыта, как в интересной форме можно донести их детям. Отвечают на вопросы из параллельных групп.

 

Подведение итогов мастер – класса

Участники оценивают друг друга трехцветными флажками. Высказывают своё мнение по поводу мастер-класса.

В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Придя домой, спросите себя, какие изменения вы могли бы внести, чтобы обезопасить свой дом. Маленькие дети не осознают риска – у них просто нет опыта, который подсказал бы им, что может навредить, а что – нет. Помогите им его приобрести. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий