Что мы вкладываем в понятие развивающая среда в ДОУ? Как она влияет на развитие творческих способностей ребенка? Почему важно изменять среду в соответствии с растущими потребностями ребенка? Всё это стало темой моей курсовой работы при получении высшего образования. Изучив тему со всех сторон, проведя эмпирические исследования, а убедилась во всеобъемлющем влиянии среды на индивида.
Содержание
1.Что такое креативные способности?
2.Плодотворный период для выявления способностей ребенка.
3. Нормативно-правовая база для организации развивающей среды в ДОУ.
4.Принципы построения развивающей среды в ДОУ
5.Методика ТРИЗ
6.Игра в развитии творческих способностей ребенка.
7.Заключение.
Что такое креативные способности?
Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и
реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или
иной конкретной деятельности. Креативность рассматривается не как единый
фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть
представлена в разной степени у той или иной личности. Творческие способности
заложены и существуют в каждом ребенке.
Социальная среда играет важную роль в формировании творческой
индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей как считают
специалисты – это педагоги и психологи отводится 95% влияния на формирование
разных вариаций креативности и только 5% - наследственным детерминантам.
Социальная среда в совокупности – это ближайшее окружение, традиции и установки
в обучении, которые могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие
способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом.
Творческие способности это умение создавать что-то
новое, неповторимое, гениальное, а не просто умение хорошо петь и рисовать.
Плодотворный период для выявления способностей ребенка.
Тщательно изучив и проработав
психолого-педагогические характеристики старших дошкольников, можно сделать
вывод, что это наиболее плодотворный период для развития природных задатков
формирующейся личности. Ребенку интересно все, так он познает мир, но в каком
направлении он будет наиболее успешен, решает предшкольная пора. Необходимо
предоставить возможность ребенку попробовать себя в разных сферах деятельности,
наполнить его среду разными составляющими. И чем разнообразнее будут предложены
ребенку объекты исследования, тем с наибольшей степенью вероятности можно
определить творческие наклонности ребенка. Торопиться в определении направления
задатков и склонностей ребенка не следует, пусть ребенком будут опробованы все
сферы деятельности. На этапах знакомства с новым видом деятельности могут
возникнуть неудачи, не следует относить их к неспособности малыша к данному
виду деятельности. Оценивать можно через определенный промежуток времени и
лучше предоставить это самому ребенку, который просто охладеет к этой сфере.
Нормативно-правовая база для организации развивающей среды в ДОУ.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС
должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно
развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими
познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Процесс преобразования содержания педагогического
процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен
воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее
адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса
и творческому характеру деятельности ребенка.
Организуя развивающую предметно-пространственную
среду в ДОУ, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими
особенностями дошкольников а так же нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Приказ Минобразования России от 17.10.2013г.
№1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. №
61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в
современных условиях»;
- Требования к созданию предметной развивающей
среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы
дошкольного образования (проект);
-Концепция содержания непрерывного образования
(дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по
общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.
- Концепция построения развивающей среды в
дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П.
Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В.
Давыдов, В.А. Петровский,1989г.
- Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных
организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача России от 15.05.2016 № 26.
Принципы построения развивающей среды в ДОУ
Облегчили задачу воспитателей по созданию
развивающей среды в ДОУ авторы «Концепции построения развивающей среды для
организации жизни детей и взрослых в детском саду», В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М.
Кларина, Л. А. Смывина и др. в которой определены принципы
личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном
образовательном учреждении. Вот принципы, указанные в концепции:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Предполагает
взаимодействие ребенка и взрослого, когда у взрослого есть желание спуститься
до позиции ребенка, а у ребенка есть возможности приподняться до позиции взрослого. Эта позиция способствует
установлению контакта, пониманию взрослым, что требуется для развития
творчества данного ребенка.
2. Принцип активности. Это использование в
максимальном объеме группового помещения, преобразование и модификация
пространства в котором заложены возможность
формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Дети
становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего
взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей
среды. Организация пространства та, что бы дети могли осуществлять разные виды
деятельности не мешая друг другу. Наличие физкультурных и музыкальных залов,
театральные лаборатории, творческие мастерские, прачечные. Иными словами, «пространство» позволяет творческой личности
не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы.
4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной
комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна
пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные
виды деятельности, получать радость от них, давать возможность отдохнуть. Эту
задачу решают «уголки уединения», мягкая мебель, элементами интерьера ,
способствующими отдыху.
Эмоциональный комфорт и начало креативности поддерживается за счет экспонирования детских
работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его
достижений в рисовании, лепке и других видах деятельности.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных
элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории
эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка
искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной
трактовки образа лаконичными графическими средствами. Целесообразно в разных
стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни
детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с
помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это
сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
6. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип
представлен в нескольких аспектах.
Открытость Природе — такое построение среды,
которое способствует единству Человека и Природы.
Открытость Культуре — присутствие элементов
настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
Открытость Обществу — обстановка детского сада
соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены
родители.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего
мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной
комфортности и эмоционального благополучия).
В обстановке открытости творческая личность познает
социокультурное пространство, учится выделять целую систему и части системы,
развивает воображение, логическое мышление.
7. Принцип учета половых и возрастных различий
детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление
возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в
соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Методика ТРИЗ
Научный руководитель Центра развивающего обучения
№ 242 г. Ульяновска, оснавательница экспериментальной площадки по методике ТРИЗ-РТВ для работы с дошкольниками Т. А. Сидорчук
рассматривает педагога как единицу окружающей среды ребенка. Она уделяет
большое значение подготовки педагогов владению ТРИЗ технологиями на
экспериментальных площадках, а так же подготовке студентов в педагогических
колледжах и университетах. Считает, что от педагога требуется самостоятельное
построение целей, задач, гипотез, планов экспериментальной работы, проверка
гипотез, формулировка выводов и внедрение их в практику дошкольного воспитания
и обучения.
Одна из экспериментальных площадок организованных Т.
А. Сидарчук работала по теме «Развитие
воображения и формирование диалектического мышления детей дошкольного возраста
средствами ОТСМ-ТРИЗ» на базе образовательного учреждения НМЦ № 242 1996 – 2002
г.г. и охватывала все группы.
Эксперимент показал что, формируемые у детей психические процессы находятся на
уровне "выше среднего" и "высоком", а создание определенных
педагогических условий формирования творческого мышления, использование
специальных методов и приемов, разработанная система усложняющихся творческих
заданий оказывают существенное влияние на процесс развития креативности у
детей.
Следовательно, среда неоспоримым образом влияет на
высокий уровень воображения детей, умение искать решение проблемы в разных его
направлениях и вариантах, искать и находить сферы своих интересов, но и самое
главное умение применять свои креативные способности себе во благо. Т.е умение
ребенка решать не только учебные, игровые
задачи, которые ставятся перед ним в процессе обучения, но и переносить
свои умения в реальную жизнь. К сожалению, отследить и диагностировать эту
способность ребенка бывает очень сложно.
Игра в развитии творческих способностей ребенка.
Трудно переоценить роль игры в жизни ребенка, а так
же в развитии его творческих способностей. Воображение впервые проявляется в
игре, когда предстоит воспроизвести знакомые действия или модель поведения, и
додумать игровую ситуацию. На ранних этапах развития игра стоит очень близко к
практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими
предметами, когда ребенок осмысливает, что он кормит куклу пустой ложкой, воображение уже
принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не
наблюдается.
В игре формируются все стороны личности ребенка,
происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в
новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные
возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Только в игре появляется возможность проиграть и пережить те ситуации, в
которые он не может попасть в реальном времени. Закрепить социальные роли,
почувствовать себя важным, значимым тоже помогает игра.
Взаимодействие с партнером по игре, дает
возможность разрабатывать совместный план, используя методику «Мозгового
штурма». Развивается и речевое творчество т.к. необходимо взаимодействовать с
партнером, доступно объясняя ему свои намерения. Отсутствие необходимой игрушки
так же позволяет включить фантазию и представить кубик в виде мыла, телефона,
сыра, стула и т.д. Ребенок освобождается от жесткого поля восприятия и
переносит одни функции предмета на другой
В игре ребенок передает свое отношение к людям и
ситуациям и миру в целом. Именно в игре ребенок может переиграть произошедшую
ситуацию и присвоить ей множество новых ситуаций, отследить стереотипную линию
поведения, избавиться от страхов. В игре ребенок может взять на себя
положительную и отрицательную роль, очутиться в прошлом, настоящем, будущем.
В игре процесс обучения протекает веселей и
плодотворнее. Игровое действие присутствует в любой деятельности дошкольника.
Вам кажется, что он рисует палочки и тренирует руку к письму, а дошкольник в
это время «строит забор». Или вам кажется, что он убирает кубики в коробку, а
он «строит платину».
Заключение.
Таким образом, развивающая среда ДОУ – это особым
образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, мини –
модель нашего общества, микросреда, через которую осуществляется взаимодействие
ребенка с обществом в целом, идет подготовка ко взрослой жизни. От развивающей
среды ДОУ зависит, каким покинет ребенок
стены ДОУ, насколько подготовленным взойдет на следующую ступень детства. И как
приобретенные креативные способности помогут ему в освоении новых знаний,
умений и навыков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий