пятница, 5 апреля 2019 г.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в образовательной среде ДОУ


Что мы вкладываем в понятие развивающая среда в ДОУ? Как она влияет на развитие творческих способностей ребенка? Почему важно изменять среду в соответствии с растущими потребностями ребенка? Всё это стало темой моей курсовой работы при получении высшего образования. Изучив тему со всех сторон, проведя эмпирические исследования, а убедилась во всеобъемлющем влиянии среды на  индивида.



Содержание
1.Что такое креативные способности?
2.Плодотворный период для выявления способностей ребенка.
3. Нормативно-правовая база для организации развивающей среды в ДОУ.
4.Принципы построения развивающей среды в ДОУ
5.Методика ТРИЗ
6.Игра в развитии творческих способностей ребенка.
7.Заключение.




Что такое креативные способности?

Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке.
Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей как считают специалисты – это педагоги и психологи отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% - наследственным детерминантам. Социальная среда в совокупности – это ближайшее окружение, традиции и установки в обучении, которые могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом.
Творческие способности это умение создавать что-то новое, неповторимое, гениальное, а не просто умение хорошо петь и рисовать.  

Плодотворный период для выявления способностей ребенка.      

Тщательно изучив и проработав психолого-педагогические характеристики старших дошкольников, можно сделать вывод, что это наиболее плодотворный период для развития природных задатков формирующейся личности. Ребенку интересно все, так он познает мир, но в каком направлении он будет наиболее успешен, решает предшкольная пора. Необходимо предоставить возможность ребенку попробовать себя в разных сферах деятельности, наполнить его среду разными составляющими. И чем разнообразнее будут предложены ребенку объекты исследования, тем с наибольшей степенью вероятности можно определить творческие наклонности ребенка. Торопиться в определении направления задатков и склонностей ребенка не следует, пусть ребенком будут опробованы все сферы деятельности. На этапах знакомства с новым видом деятельности могут возникнуть неудачи, не следует относить их к неспособности малыша к данному виду деятельности. Оценивать можно через определенный промежуток времени и лучше предоставить это самому ребенку, который просто охладеет к этой сфере.

Нормативно-правовая база для организации развивающей среды в ДОУ.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Организуя развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями дошкольников а так же нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
- Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект);
-Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2016 № 26.

Принципы построения развивающей среды в ДОУ

Облегчили задачу воспитателей по созданию развивающей среды в ДОУ авторы «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду»,  В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Вот принципы, указанные в концепции:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, когда у взрослого есть желание спуститься до позиции ребенка, а у ребенка есть возможности приподняться  до позиции взрослого. Эта позиция способствует установлению контакта, пониманию взрослым, что требуется для развития творчества данного ребенка.
2. Принцип активности. Это использование в максимальном объеме группового помещения, преобразование и модификация пространства  в котором заложены возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Дети становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. Организация пространства та, что бы дети могли осуществлять разные виды деятельности не мешая друг другу. Наличие физкультурных и музыкальных залов, театральные лаборатории, творческие мастерские,  прачечные. Иными словами,  «пространство» позволяет творческой личности не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы.
4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, давать возможность отдохнуть. Эту задачу решают «уголки уединения», мягкая мебель, элементами интерьера , способствующими отдыху.
Эмоциональный комфорт и начало креативности  поддерживается за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и других видах деятельности.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то,  что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
6. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.
Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы.
Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).
В обстановке открытости творческая личность познает социокультурное пространство, учится выделять целую систему и части системы, развивает воображение, логическое мышление.
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Методика ТРИЗ

Научный руководитель Центра развивающего обучения № 242 г. Ульяновска, оснавательница экспериментальной  площадки по методике ТРИЗ-РТВ  для работы с дошкольниками Т. А. Сидорчук рассматривает педагога как единицу окружающей среды ребенка. Она уделяет большое значение подготовки педагогов владению ТРИЗ технологиями на экспериментальных площадках, а так же подготовке студентов в педагогических колледжах и университетах. Считает, что от педагога требуется самостоятельное построение целей, задач, гипотез, планов экспериментальной работы, проверка гипотез, формулировка выводов и внедрение их в практику дошкольного воспитания и обучения.
Одна из экспериментальных площадок организованных Т. А. Сидарчук  работала по теме «Развитие воображения и формирование диалектического мышления детей дошкольного возраста средствами ОТСМ-ТРИЗ» на базе образовательного учреждения НМЦ № 242 1996 – 2002 г.г.  и охватывала все группы. Эксперимент показал что, формируемые у детей психические процессы находятся на уровне "выше среднего" и "высоком", а создание определенных педагогических условий формирования творческого мышления, использование специальных методов и приемов, разработанная система усложняющихся творческих заданий оказывают существенное влияние на процесс развития креативности у детей.
Следовательно, среда неоспоримым образом влияет на высокий уровень воображения детей, умение искать решение проблемы в разных его направлениях и вариантах, искать и находить сферы своих интересов, но и самое главное умение применять свои креативные способности себе во благо. Т.е умение ребенка решать не только учебные, игровые  задачи, которые ставятся перед ним в процессе обучения, но и переносить свои умения в реальную жизнь. К сожалению, отследить и диагностировать эту способность ребенка бывает очень сложно.

Игра в развитии творческих способностей ребенка.

Трудно переоценить роль игры в жизни ребенка, а так же в развитии его творческих способностей. Воображение впервые проявляется в игре, когда предстоит воспроизвести знакомые действия или модель поведения, и додумать игровую ситуацию. На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что он  кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников. Только в игре появляется возможность проиграть и пережить те ситуации, в которые он не может попасть в реальном времени. Закрепить социальные роли, почувствовать себя важным, значимым тоже помогает игра.
Взаимодействие с партнером по игре, дает возможность разрабатывать совместный план, используя методику «Мозгового штурма». Развивается и речевое творчество т.к. необходимо взаимодействовать с партнером, доступно объясняя ему свои намерения. Отсутствие необходимой игрушки так же позволяет включить фантазию и представить кубик в виде мыла, телефона, сыра, стула и т.д. Ребенок освобождается от жесткого поля восприятия и переносит одни функции предмета на другой
В игре ребенок передает свое отношение к людям и ситуациям и миру в целом. Именно в игре ребенок может переиграть произошедшую ситуацию и присвоить ей множество новых ситуаций, отследить стереотипную линию поведения, избавиться от страхов. В игре ребенок может взять на себя положительную и отрицательную роль, очутиться в прошлом, настоящем, будущем.
В игре процесс обучения протекает веселей и плодотворнее. Игровое действие присутствует в любой деятельности дошкольника. Вам кажется, что он рисует палочки и тренирует руку к письму, а дошкольник в это время «строит забор». Или вам кажется, что он убирает кубики в коробку, а он «строит платину».

Заключение.

Таким образом, развивающая среда ДОУ – это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, мини – модель нашего общества, микросреда, через которую осуществляется взаимодействие ребенка с обществом в целом, идет подготовка ко взрослой жизни. От развивающей среды ДОУ зависит,  каким покинет ребенок стены ДОУ, насколько подготовленным взойдет на следующую ступень детства. И как приобретенные креативные способности помогут ему в освоении новых знаний, умений и навыков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий